К Разному       На Главную

Базовые сведения

Анализ гексаграмм

Получение гексаграмм

Ссылки

Литература

Терминология

Разное

Форум

Новости


Карта сайта


Об авторе

От автора

e-mail

Философия гадания

1. Сущность гадания

Вне зависимости от конкретного метода гадание призвано прояснять ситуацию, предоставлять интересующие сведения, которые не могут быть получены "обычным" путем. Здесь я собираюсь рассмотреть некоторые моменты, связанные с общим принципом работы гадания и с освоением языка гадания.

Итак, откуда же берется ответ на поставленный вопрос? Мне известны два подхода к этой проблеме, условно я назову их "психологический" и "мистический". На самом деле это одно и то же, но приходится учитывать специфику нашего времени, когда научный и мистически-религиозный аспекты знания в представлении обычного человека разделены. Тем не менее, как будет видно, "психологический" подход не может обойтись без привлечения некоторых понятий, традиционно относимых к мистике, а "мистический", в свою очередь, использует те или иные "психологические" наработки.

Итак, современный "психологический" подход (см, к примеру, работу Г.Р.Рейнина "Картина мира, его описание и патогенные системы верований"), базируется на следующем. За основу берется принцип голографичности: микрокосм является отражением макрокосма, и наоборот. Соответственно, человек как микрокосм отражает в себе Вселенную как макрокосм, и наоборот. Одно целое отображает в себе другое целое, причем, естественно, целиком и полностью. Постулируется, что в человеке уже изначально имеется вся необходимая информация, и задача гадания сводится к тому, чтобы эту информацию извлечь. Для этого можно пользоваться уже разработанными методами, а можно изобрести какой-то свой, индивидуальный. Но все они работают через ощущения человека, наши обычные 5 чувств. Чаще всего методы завязываются на кинестетику - канал информации через физические ощущения и движения, к примеру, руны и карты перемешиваются и раскладываются вручную, монетки подбрасываются тоже вручную, маятник удерживается опять же в руках. В "психологическом" подходе на первый план выходит истолкование своих собственных, личных символов и, главное, их системы, то есть личного языка этих символов. Уместно вспомнить Карла Густава Юнга, который в течение 10 лет записывал свои сны, и только после этого срока он начал понимать знаки, которые давало ему бессознательное.

"Мистический" подход в силу своей древности (и доступности для людей, живших где-то тысячу или две лет тому назад) апеллирует к общению с духами. Именно этим моментом объясняется неприятие христианством гаданий. В какой-то мере это имеет смысл: кто знает, какой дух решит ответить на вопрос. Можно предположить, что в деревенских гаданиях участвовали - и участвуют - какие-то локальные духи, условно говоря, "языческие", - домовые, к примеру; цари вступали в контакт с покровителями династий; жрецы привлекали к ответу некие могущественные и хорошо осведомленные сущности. Данный подход заставляет хорошо задуматься: какая именно сущность (и какого уровня) дает ответ на гадание и какие цели она при этом преследует. Если в процессе гадания Вам кажется (есть какие-то неясные, нечеткие ощущения и предчувствия), что что-то является сомнительным, запомните это чувство - оно может пригодиться при детальном рассмотрении полученного ответа. Очевидно, здесь важна настройка на того, от кого Вы хотите получить ответ. Упрощенный современный "мистический" подход рекомендует обращаться напрямую к Богу как к сущности, которая всегда скажет правду, если Ваш вопрос искренен (а если нет - обратит внимание на это), и поспособствует Вашему духовному продвижению. Действительно, если человек обращается к таким инстанциям, значит, он хочет не просто получить ответ на вопрос, но еще и научиться на этом материале чему-то реальному, жизненному; Бог же со своей стороны с радостью идет человеку навстречу, чтобы тот мог лучше подготовиться к предстоящим событиям (как гласит латинская поговорка: "Praemonitus praemunitus", "Предупрежденный вооружен" - в первую очередь знанием) и, следовательно, лучше усвоить Его уроки, которые Он в любом случае посылает. Если не упрощать картину, а смотреть подробнее, то взору откроется целая иерархия сущностей, которые покровительствуют тому или иному методу, "заведуют" им. Такие сущности есть у "Книги Перемен", у Арканов Таро, у рунических гаданий, карточных и проч., причем эти сущности не только показывают ответы на вопросы, но еще и занимаются многими "магическими", скажем так, применениями, например, поддержкой талисманов (вспомните связки рун в этом качестве), плюс осмыслением своей системы как полной и отражающей в себе всю Вселенную. "Мистический" подход в полной мере можно назвать традиционным - как в смысле первичности, так и в смысле строгого придерживания разработанного русла.

Обучаться гаданию, бесспорно, лучше всего под руководством учителя. Не нужно придумывать себе астральных учителей - найдите реального человека, у которого Вы согласились бы учиться и который взял бы Вас в обучение. Самостоятельно можно продвинуться очень недалеко, и всегда есть риск свернуть в неверном направлении. Учителем может быть как монах, или маг, или мистик, так и психолог, или специалист по работе с сознанием, или математик. Если Вы видите, что хотите и можете довериться этому человеку - действуйте. Не теряйте времени на сомнения.

2. Подход к гаданию

Гадают в большинстве случаев на более или менее отдаленное будущее, реже - на настоящее и прошлое. Как правило, "гадательная единица" - это событие. Вопрос следует задавать об отдельном событии: либо предполагаемом, либо уже происшедшем или текущем (с целью прояснения ситуации, расстановки всех точек над "i"). Соответственно, ответ будет содержать неизвестные ранее сведения об этом событии, как о нем в целом, так и об отдельных его аспектах, по принципу: "Если вопрос задан правильно, ответ будет неожиданным". Чтобы выяснить все, что нужно, необходимо применять как умозрение, так и интуицию, при этом чем менее детализирован метод, тем быстрее исчерпываются умозрительные (логические) построения, и если они не удовлетворяют, начинается интуитивная настройка на то, что недосказано. Как правило, такие интуитивные экскурсы происходят как погружения в "пространство символа", когда сознание максимально освобождается от всего окружающего и сосредотачивается на полученном образе (при этом, разумеется, не забывая про вопрос).

В самом начале применения того или иного метода гадающий, как правило, ограничивается простыми вопросами: "Как пройдет экзамен?", "Возьмут ли меня на работу?" (имеется в виду конкретная вакансия), "Чего мне следует опасаться в этот день?" и т.п. По мере набора опыта работы с конкретным методом становятся видны его ограничения: насколько удовлетворительные ответы гадающий может получить с его помощью. У одних людей может быть природная склонность работать с пространствами различных знаков, у других - находить взаимосвязи знаков, у третьих - схватывать идею при чтении сопутствующего текста… Уточняются и формулировки вопросов с учетом удобства дальнейшего толкования ответа, так что яснее становится как сам ответ, так и подтекст ответа, то есть происходит постижение тонкостей языка выбранного метода.

Самые простые в техническом плане методы довольно сложны в интерпретации: к примеру, в ответ на вопрос Вы можете вытащить один из Старших Арканов Таро (Арканов всего 22, с учетом прямого и перевернутого положений - 44), или же вынуть из мешочка одну руну (их лишь 24, но с учетом перевернутых позиций несимметричных рун - 40), или же построить одну гексаграмму (а их уже 64 штуки). Если, например, задавая вопрос: "Каковы перспективы ведения разработок в данном направлении?" - требуется получить достаточно развернутый ответ, простые методы вряд ли могут его предоставить. Так появляются расклады - наборы нескольких знаков, где каждый знак занимает свою смысловую позицию, нишу, так сказать. При этом уже каждый знак рассматривается 1) с той позиции, на которой он располагается, и 2) в контексте с другими знаками. Во много раз возрастает число комбинаций, так что их уже нельзя просто перечислить в какой-нибудь книжке. Чем сложнее и подробнее метод, тем предпочтительнее найти человека, уже овладевшего этим методом в достаточной степени, и научиться у него применению.

В любом случае правильность интерпретации ответа напрямую зависит от "отстраненности" гадающего. То есть гадающий должен быть заинтересован в получении ответа (иначе гадание не имеет смысла), но не в получении какого-то определенного, заранее ожидаемого. В этом отношении, как правило, гораздо удобнее гадать для посторонних людей, чем для самого себя, иначе же нужно аккуратно "отойти в сторону", понять, что даже "плохой" (пугающий, неожиданный) результат - к лучшему, Вас хотят не запугать, а проинформировать. Также следует проверять и насущность вопроса: если а) вопрос действительно важен, при этом б) все альтернативные источники информации исчерпаны, тогда гадание уместно и своевременно. Сущности, с которыми связывается гадающий, обычно достаточно серьезны и не склонны отвлекаться по пустякам.

Независимо от метода необходимо помнить, что с помощью гадания можно лишь получать информацию, но не совершать выбор. Соответственно, вопросы вроде: "Действовать ли мне в данной ситуации таким-то образом?", "Куда лучше пойти - в первое место или во второе?" - неприемлемы. Нельзя складывать с себя ответственность за принятие выбора. Гадание может дать Вам некую картину, могущую сложиться, если Вы пойдете по одному из путей. Но принимать или не принимать эту картину, идти или не идти на этот шаг - это можете решить Вы и только Вы. Нужно также добавить, что в любом методе обязательно есть символ, который возвращает глупый вопрос Вам же с неким укором: "Разве непонятно, что спрашивать об этом некорректно?"

И второй запрет: памятуя о том, что Вы обращаетесь к некой высшей инстанции (в пределе - к Богу), нельзя задавать вопросы о последствиях неэтичных поступков. Точнее будет сказать, что при обращении к той или иной сущности следует руководствоваться этическими нормами данной сущности. В случае грубого нарушения этики у Вас вряд ли будет работать хоть какой-то метод, а если и будет, то еще неизвестно, кто будет давать Вам ответы через гадание; скорее всего, кто-нибудь из мелких бесов, к которому Вы попались на крючок. С позиции "психологического" метода, не привлекая иные планы существования кроме материального, это можно объяснить сильным внутренним конфликтом, вытесняемым в подсознание, который уже оттуда будет "путать карты". Гадание должно служить гармонизации человека и его жизни, зачем же заниматься сознательным отягощением совести (или, если хотите, кармы)?

3. Плата за гадание

В наше время стало особенно очевидно, что никакая информация не дается даром: за газеты и за телевидение нужно платить, за Интернет тоже, а информация, прямо завязанная на получение прибыли, вообще имеет запредельные цены.
Это же верно и в отношении гадания - получаемая информация должна чего-то стоить. Когда гадание производится для клиента, клиент оплачивает усилия гадающего: как в получении информации, так и в освоении метода, которым гадающий получает информацию. При этом получается интересный эффект: клиент всегда получает информации ровно столько, сколько он оплатил. Поэтому если гадающий получил совсем немного перед тем, как начать гадать, гадание может получиться нечетким - ровно настолько, чтобы сообщить клиенту достаточную информацию. Вообще, взаимодействие гадающего и клиента - это уникальное событие в том плане, что гадающему могут прийти в голову какие-то интуитивные догадки, которых не появилось бы в другом случае.

Если же оплата за гадание производится постфактум, учитывается готовность клиента оплатить результат. Случается, что не каждый готов заплатить за дурное предзнаменование, особенно в плохом настроении. Но в этом случае клиент сам закрывает себе глаза и тем самым наносит большой ущерб. Если же гадающий со своей стороны был честен и не подслащивал пилюлю ложными уверениями, в накладе он не останется. Тем не менее, лучше все же с самого начала оговорить условия оплаты, а если Вы хотите набрать некоторое количество опыта, можете предоставить клиенту бесплатное гадание. Мой друг рассказывал мне, что в Тибете монахи гадают "просто так", всем, кто попросит, но клиенты, как правило, отдают должное и не склонны жадничать. В какой-то степени это - вопрос культуры.

Может возникнуть вопрос: что же делать с этой платой самому гадающему? Это зависит от того, чему его учили. Можно совершить жертвоприношение тем духам, которые покровительствуют гадающему, можно отдать часть денег учителю (бОльшую, как правило) или же потратить их на литературу, способствующую дальнейшему продвижению, также нужно следить, чтобы не было лишних трат на удовлетворение личных потребностей - это из области скромности и даже аскезы; плюс могут быть "кесаревы" отчисления - выплата налогов, аренды и т.п.

Если же гадающий спрашивает что-либо для себя, здесь также возможны варианты. Либо он откладывает какую-то сумму на оплату (духам, учителю), либо обязуется совершить какое-либо благое деяние, возможно, обязуется порвать с какими-то своими дурными наклонностями. С точки зрения "психологического" подхода такое действие не кажется очевидным - но вспомните: чтобы инструмент работал долго и исправно, о нем нужно заботиться надлежащим образом. В данном случае инструментом являются Ваши органы чувств - соответственно, приобретают смысл забота о поддержании организма в чистоте (в частности, пост, отказ от алкоголя), развитие способностей к концентрации, прояснение сознания.

Но в любом случае нельзя забывать про ответственность. Вы (или клиент) получили какую-то дополнительную информацию - и теперь не можете сказать: "Я же этого не знал!" Знание всегда налагает ответственность за свое использование. Если Вы спрашиваете, получаете ответ, призывающий к действию, но продолжаете жить так же, как и прежде, не предпринимая ничего, - последствия будут гораздо более ужасными, чем были бы без того вопроса. Поэтому не пытайтесь взять на себя ответственности больше, чем Вы можете нести.

4. Начальный период освоения метода

Как правило, гадающий берется за изучение того метода, к которому он больше расположен. Такая расположенность проверяется легко: первые результаты применения метода получаются успешными и вселяют энтузиазм. И наоборот: если с первых же попыток информация идет плохо, много затруднений и недопониманий - тогда, возможно, лучше попробовать что-то более доступное.
В большинстве случаев гадающий не может сразу охватить все принципы и правила того метода, который он начал изучать. Но на начальном этапе это, скажем так, прощается: информация так или иначе приходит, она проста и, конечно же, правдива. Чтобы оставаться на верном пути, нужно придерживаться позиции: "Правильно ли я истолковываю ответ?" А вот постоянные сомнения: "Верны ли предсказания с помощью этого метода?" - ни к чему хорошему не приведут. Следует исходить из того, что метод совершенен, несовершенны лишь истолкования, прочтения; а последнее можно изменить прилежным учением и ясным сознанием.

С точки зрения "психологического" метода в самом начале происходит калибровка инструмента. Нужно доверять своим ощущениям и в то же время пытаться понять, что же они означают, на что они указывают. Подойдут простые вопросы, например, о ближайшем будущем, которые можно легко проверить, чтобы убедиться в правильности интерпретации или же увидеть необходимость пересмотреть свое понимание. К сложным же вопросам стоит переходить по мере роста уверенности в своих силах.

Как только гадающий осваивает выбранный метод в начальном варианте, так что он может полагаться на свои истолкования ответов на несложные вопросы, гандикап исчерпывается - упрощения кончаются. Начинается уже более серьезное обучение, к которому и относиться нужно ответственно.

5. Повышение мастерства

Процесс обучения (и в частности - процесс освоения гадания) можно разделить на то или иное число уровней. Обучение может происходить только последовательно, не пропуская ни одной ступени. Соответственно, пока обучающийся не освоил в надлежащей мере текущую ступень, ему можно давать лишь некоторые отдельные сведения, касающиеся следующей ступени, а то, что находится через ступень, пока еще далеко.

Через некоторое время изучения выбранного метода гадания ученик начнет получать "странные" ответы: информация приходит, она надежна, но есть еще что-то, что должно уточнить интерпретацию. Тем не менее пока не совсем понятно, как интерпретировать подобный тонкий момент, и это ощущение нельзя назвать приятным. Если закрыть на него глаза, оно вскоре появится снова, уже более настойчиво. Огромную поддержку в этой ситуации может оказать учитель, но если его нет, придется как-то преодолевать затруднение своими силами. Вполне возможно, что потребуется накопить некоторое количество таких недомолвок, прежде чем полулогически-полуинтуитивно возникнет идея о том, как нужно их трактовать. Зато этот момент сопровождается облегчением - мучительное ощущение некомпетентности уходит (но лишь на время!), и вырисовывается некий новый принцип интерпретации в дополнение к уже имеющимся. При этом он не может отрицать те, что уже изучены, - только дополнять или уточнять.

Более того, если совершить усилие и пересмотреть результаты предыдущих гаданий, но уже с учетом нового принципа, можно увидеть более точные ответы на вопросы - где-то этот принцип был еще не так проявлен, чтобы служить сигналом, а где-то его применить нельзя, то есть можно точно сказать, что информации, связанной с этим принципом, в ответе нет. Отсюда видна необходимость ведения регулярных записей сеансов гадания: вопросов, ответов, истолкований (которые со временем, видимо, будут уточняться) и реальных событий. Такой дневник делает обучение гораздо более эффективным.

С момента своего осознания принцип уже вступает в полную силу для гадающего, и без его учета интерпретация не будет исчерпывающей. В дальнейшем при накоплении уже нескольких частных принципов некоторые из них могут слиться в один более общий.

На изучение выбранного метода могут уйти годы и десятилетия интересной, увлекательной и трудной работы. Зато в дальнейшем Вы с легкостью сможете освоить другой метод - ведь общие принципы Вам уже будут хорошо знакомы, - и затем скомбинировать его с уже изученным. Возможно, Вы захотите создать уникальный, принципиально новый метод, а может быть, заняться исследованием метода, забытого в веках, а сейчас ждущего своего возрождения.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz